вторник, 18 сентября 2012 г.

Основы моей воспитательной работы. Обучаем, развиваем , воспитываем.

                   Обучаем, развиваем , воспитываем.Эта триединая задача решается каждым педагогом на каждом уроке и во внеурочной  деятельности. И хотя школа – это прежде всего обучение ,жизнь убедительно  доказывает, что воспитание  современных школьников не только труднее, но и важнее , чем обучение.  В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»
                  Воспитать такого человека не легко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».
Это особенно актуально для начальной школы, когда происходит формирование ребенка как личности, закладываются основы  мировоззрения и мировосприятия окружающего мира и себя в этом мире. Педагоги начальной школы едины во мнении, что абсолютной  ценностью воспитания является ребенок , маленький  человек, которому  мы должны помочь вырасти свободной, самодостаточной , гармонично развитой личностью.
                   С педагогической  точки зрения это означает воспитание  у учащихся   таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, способность принимать  решения и нести ответственность за свои поступки, коммуникативные и организаторские способности.
 
                  Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной работы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.
                                Воспитательная работа построена на следующих принципах:
  1. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, Здоровье.
  2.  Развитие способностей ребенка как субъекта собственного поведения.
  3. Принятие ребенка как личности .
                 Цель воспитательной системы  класса  - формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности, становится наиболее важным пробудить в детях "доброе сердце", научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.
                                Задачами воспитательной деятельности являются:
  1. Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
  2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
  3. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
  4. Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
  5. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
  6. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
  7. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
  8. Взаимодействие с семьей.  
  9. Направления воспитательной деятельности
       
                                                     Самые остро стоящие вопросы.        
            Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом? 

               Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом: 

    "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения). 

    "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере). 

    "Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса). 

    "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края). 
      
                           В систему работы включены следующие программы:
    "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
    "Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
    "Подросток" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).
    "Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).
       В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!". С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Я за сотрудничество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий